+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Ценности как субъектообразующий признак элиты - И.С. Брилка

Дата: 07.11.2011    Автор: И.С. Брилка

Формирование элиты как социального субъекта, выполняющего важные общественные функции, предполагает ее структурное оформление на основе общеразделяемых ценностей. Для понимания происходящих процессов важно определить, что представляют собой ценности.

 

В современной науке отсутствует единая концептуально оформленная теория ценностей. Так, Р.Вильямс подчеркивает, что «понятие «ценности» употребляется в различных значениях, применительно к интересам, предпочтениям, обязанностям, моральным обязательствам, желаниям, целям, потребностям, различным другим видам селективных ориентаций»[1].

 

Понятие «ценности» в рамках выбранной темы следует рассматривать как связь ценностей со способностью субъекта придавать смысл различным аспектам своей деятельности. В данной связи показательным является определение ценности Н. Лосского: «ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка»[2].

 

Рассмотрим наиболее важные положения теории ценностей в работах различных авторов и возможности их применения в изучении сознания элиты.

 

Практическое приложение теоретических идей обусловлено тем, что ценности обеспечивают конкретную направленность деятельности элитных групп: задают последовательность в реализации «общественного блага»; готовность к ускорению социальных процессов или к их инерции; очерчивают траекторию устойчивого развития общества.

 

Опираясь на существующие теории, Р.Вильямс выделил два аспекта ценности. С одной стороны, ценность рассматривается как оценка положительная или отрицательная какого-либо объекта или явления. С другой стороны, ценности рассматриваются как критерии, стандарты, на основании которых производится такая оценка и на основании которых социальные субъекты оправдывают выбор линии поведения. При этом оценка субъектом того или иного социального объекта может осуществляться на основании двух подходов.

 

Во-первых, с точки зрения общей для данной общности культуры, т.е. с позиций должного, на что указывает Р.Вильямс (этой же позиции придерживается основоположник структурно-функционального подхода Т.Парсонс). И, во-вторых, на прагматической основе, исходя из существующих потребностей и интересов, общих для определенной социальной группы.

 

Детальная разработка ценностного подхода была дана в классической теории Т. Парсонса. Т. Парсонс определяет ценности следующим образом: это «элементы общепринятой символической системы в качестве некоторого критерия или стандарта для выбора из имеющихся альтернатив ориентации»[3]. В концепции Т. Парсонса ценности являются как компонентами психологических процессов, так и компонентами культурных моделей и традиций (культурная система рассматривается им как нормативная). Так как индивид разделяет ценность с другими людьми, ценности оказывают влияние на выбор людей в их социальном поведении: «поскольку ценности являются скорее культурными, а не личностными характеристикам и, постольку они оказываются общепринятыми»[4]. От существования общих, разделяемых всеми людьми ценностей зависит социальный порядок. Связь между ценностями и поведением, по Т. Парсонсу, осуществляется при помощи ценностных ориентации, которые личность выбирает на основе норм среди различных способов действия. В структуре ориентации он выделяет три аспекта: первый – познавательный (когнитивный) аспект, при помощи которого действующий индивид познает действие объекта в его отнесении к потребностям. Второй аспект ориентирования - «катектический» (определяющий желательность), т.е. тенденцию реагировать на объект как источник удовлетворения или неудовлетворения. Третий аспект - оценочный, т.е. обусловливающий порядок выбора из имеющихся альтернатив на основе определения значимости объектов: все ценности включают то, что может быть названо социальным значением.

 

Порядок выбора целей, средств, альтернативных вариантов поведения индивидом, действующим в определенных ситуациях, согласно Т. Парсонсу, всегда связан с уже существующими нормами, которые руководят им в процессе его выбора»[5].

 

Индивид только потребляет готовый ценностный продукт, оказывающийся в сфере его деятельности, в процессе интериоризации и не участвует сам в его производстве.

 

Несмотря на важные теоретические положения, выдвинутые Т. Парсонсом по поводу ценностей, в рассуждениях американского социолога неотчетливо раскрыт процессуальный аспект формирования ценностей, который становится актуальным в обществах кризисных, переживающих разрушение прежних ценностных систем. Социальная реальность постоянно изменяется, тем самым, создавая условия для возникновения множества неповторимых, новых для индивида социальных ситуаций, которые не вписываются в сферу действия существующих социальных норм. В таких условиях субъект вынужден проявлять рефлексию и активность в конструировании модели своего поведения, исходя, например, из идеальных образов, целей, наделяя социальные объекты, попавшие в сферу его ориентации, тем или иным смыслом. Каждый индивид - не только пассивный потребитель сложившихся до него ценностей-норм, но и производитель, «генератор» нового опыта, отражающего специфичность его жизнедеятельности. В более современной литературе, в противоположность Т. Парсонсу, рассматривающего актуальные ценности - нормы, прослеживается иная точка зрения. Отечественные исследователи отмечают, что «в качестве ценностей выступают также внекультурные, еще не освоенные элементы реальности, т.е. нечто потенциально возможное, находящееся на грани возможного и невозможного»[6].

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное