+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Информационное обеспечение выборов: соотношение публично-правовых и частно-правовых методов регули-рования. - Р.Т. Биктагиров

Дата: 16.09.2011    Автор: Р.Т. Биктагиров

Избирательное право составляет неотъемлемую часть правовой системы Российской Федерации. В объективном смысле оно представлено большим числом федеральных и региональных законов и подзаконных актов, насчитывающих свыше тысячи нормативных документов[1]. По объему источников избирательное право уже превосходит некоторые традиционные отрасли российского права. В этом массиве сосредоточены нормы различных отраслей права при ведущей роли как по объему, так и по значению публичных отраслей правовой системы. Избирательное право вобрало в себя нормы не только конституционного, но и административного, финансового, гражданского и ряда других, в том числе и процессуальных, отраслей российского права. Более того, согласно конституционным установлениям, его составной частью являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры (конвенции), заключенные и ратифицированные Российской Федерацией.

Таким образом, на современном этапе сложились политические, формально-юридические и фактические основания для того, чтобы рассматривать избирательное право в качестве межотраслевого комплексного института[2]. Вследствие этого избирательные правоотношения регулируются методами как публично-правового, так и частно-правового характера при ведущей роли публично-правовых методов.

В предлагаемой статье предпринята попытка проанализировать применение публично-правовых (императивных) и частно-правовых (диспозитивных) методов в регулировании избирательных информационных правоотношений на примере новейшего избирательного законодательства.

Проблема информационного обеспечения выборов является одной из ключевых для любой избирательной кампании. Современные всеобщие конкурентные демократические выборы, связанные с вовлечением в организационный и политический процесс десятков миллионов граждан, немыслимы без подготовки и распространения информации, рассчитанной на массовое потребление, а также правового регулирования порядка ее сбора и распространения.

Информационное обеспечение выборов как институт избирательного права, интегрирующий все информационные потоки, связанные с выборами, впервые был введен в научный и практический оборот Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 года[3]. Это понятие включает в себя два различные по правовой природе и назначению информационных потока: информирование избирателей и предвыборную агитацию, которые в совокупности не только обеспечивают реализацию принципа гласности, но и способствуют осознанному волеизъявлению граждан.

1. Правовое регулирование информирования избирателей. Законодательство о выборах к информированию избирателей предъявляет весьма жесткие императивные требования. Прежде всего оно должно быть нейтральным, объективным и достоверным, следовательно, не должно содержать оценок и выводов, нарушающих принцип равенства кандидатов, партий, избирательных объединений, блоков.

В этих целях установлено, что в информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным блоком без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, партии, избирательному объединению, блоку, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной таким сообщениям. Информационные блоки телерадиопрограмм и публикации не подлежат оплате.

Законом предусмотрены также некоторые ограничения, касающиеся опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанные с выборами, включая и сеть Интернет. Так, запрещено обнародование подобной информации без указания названных в законе сведений о проведенном опросе, а также в течение 5 дней до дня голосования, а информации о результатах выборов - до момента окончания голосования в соответствующем избирательном округе.

За рамками названных запретов и ограничений деятельность организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий по информированию избирателей осуществляется свободно.

Например, заключение договоров телерадиокомпаниями, редакциями периодических печатных изданий с социологическими службами и другими заинтересованными подрядчиками, отдельными специалистами на предмет опросов общественного мнения и проведения исследований, связанных с выборами, регулируется нормами гражданского права, которые предполагают использование соглашения сторон, не противоречащие закону, диспозитивные и другие частно-правовые методы регулирования правоотношений.

Что касается содержания и направленности информирования избирателей, то они охватывают сообщения как о законодательстве о выборах, о ходе избирательной кампании, о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о хронике предвыборных мероприятий, их содержании, так и сообщения о кандидатах, списках кандидатов, о партиях, избирательных объединениях и блоках, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов. Разновидностью информирования избирателей закон называет опубликование (обнародование) результатов опроса общественного мнения, а также прогнозов результатов выборов, иных последствий, связанных с проводимыми выборами.

Важнейшее отличие информирования избирателей от предвыборной агитации состоит в том, что оно носит нейтральный характер, не связано ни с положительной, ни с отрицательной оценкой кандидатов, партий, избирательных блоков, комментированием действий (бездействия) последних и их последствий. Оно не имеет ничего общего с распространением информации, имеющей целью побудить или побуждающей избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов.


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное