+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Нормативное регулирование правил юридико – технического оформления законов в субъектах Российской Федерации. - А.Е. Карманов

Дата: 20.03.2012    Автор: А.Е. Карманов

Выбор республик Дагестан, Ингушетия, Астраханской, Волгоградской, Липецкой, Калужской, Омской областей и Ханты – Мансийского автономного округа как объектов сравнительного анализа обусловлен, главным образом, тем, что ими приняты комплексные нормативные правовые акты, в которых нормативно устанавливаются правила по юридико – техническому оформлению законов субъектов Российской Федерации. Общей чертой для данных регионов является то, что в каждом из них установление названных правил производится в законах о нормативных правовых актах. Например, закон Омской области от 21 ноября 2002 г. № 409-ОЗ «О нормативных правовых актах Омской области»[2], закон Калужской области от 25 июля 1995 г. № 12 «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области»[3], закон Волгоградской области от 19 сентября 2002 г. № 736-ОД «О законах и иных областных нормативных правовых актах»[4] и т.д. В данной статье проведено синхронное нормативное сравнение законодательных предписаний, устанавливающих правила юридико – технического оформления законов субъектов Российской Федерации, в целях выявления в них общих и специфических черт. Полагаем, что отправной точкой этого исследования должно являться определение понятия закона, охватывающего его важнейшие свойства, которое дается в нормативных правовых актах рассматриваемых субъектов Российской Федерации. Представляется, что определение этого понятия является фундаментом для выявления содержания вышеуказанных правил. Необходимо отметить, что в соответствующих законодательных актах рассматриваемых субъектов Российской Федерации определения понятия закона обладают значительным сходством, в частности, практически во всех из них отражено, что закон это нормативный правовой акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения на территории субъекта Российской Федерации, принимаемый представительным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с установленной процедурой. В республике Ингушетия дополнительно указывается, что принятие закона возможно путем референдума. Иное определение дано в законе Калужской области от 25 июля 1995 г. № 12 «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области», в статье 12 которого установлено, что закон Калужской области – нормативный правовой акт, принимаемый Законодательным Собранием, обладающий наибольшей юридической силой в системе нормативных правовых актов Калужской области. Полагаем, что отсутствие в данном определении упоминания о том, что закон регулирует наиболее важные общественные отношения, значительно его обедняет и не позволяет четко отразить важнейшие черты закона как нормативного правового акта, регулирующего именно важнейшие общественные отношения. В Республике Ингушетия, Липецкой, Омской областях, а также в Ханты-Мансийском автономном округе устанавливается также перечень вопросов, по которым может быть принят только закон. Стоит отметить, что данный перечень не носит исчерпывающего характера. Общими вопросами по которым принимаются законы для всех субъектов Российской Федерации являются: - утверждение бюджета региона и отчета о его исполнении; - установления порядка проведения выборов депутатов региональных законодательных собраний, а также депутатов представительных органов местного самоуправления; - установление региональных налогов и сборов; - установление административно – территориального устройства субъекта Российской Федерации. Между тем рассматриваемыми регионами установлены вопросы, которые характерны только для них. Например, в законе Республики Ингушетия от 7 декабря 1999 г. № 29-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Ингушетия»[5] к перечню вопросов, по которым может быть принят только закон, отнесено установление правового статуса средств массовой информации и правового режима охраны, ввоза и вывоза объектов культурного достояния Республики Ингушетия. Анализ региональных законов, устанавливающих правила по юридико-техническому оформлению законов, позволяет в зависимости от содержания правил подразделить их на следующие группы: - правила по формулированию текста акта, использования в нем терминов (например, обеспечение единства терминологии, краткость и ясность изложения, недопустимость использования устаревших слов и выражений и т.д.); - требования к структуре законодательного акта, его структурным единицам (преамбуле, разделам, статьям, частям, пунктам и т.д.); - правила употребления ссылок, примечаний, оформления таблиц и приложений и т.д.; - требования к реквизитам законодательного акта; - правила внесения изменений в акт, воспроизведения в нем положений других актов, признания утратившими силу акта. Следует отметить, что не все из перечисленного закрепляется в законодательных актах рассматриваемых регионов равномерно и в одинаковом объеме. Так, если в законе Омской области от 21 ноября 2002 г. № 409-ОЗ «О нормативных правовых актах Омской области» закреплены практически все из перечисленных правил, то в законе Астраханской области от 20 июня 2003 г. № 17/2003-ОЗ «О нормативных правовых и иных законодательных актах органов государственной власти Астраханской области»[6] установлены только требования к реквизитам законов Астраханской области.            В том же законе Омской области названные правила достаточно подробно раскрываются, в свою очередь в законе Волгоградской области от 19 сентября 2002 г. № 736-ОД «О законах и иных областных нормативных правовых актах» содержится статья 18 «Основные правила законодательной техники», в которой данные правила сформулированы кратко и в общих чертах. Теперь, несколько слов, о форме выражения содержания названных правил, его структурировании в нормативных правовых актах упомянутых субъектов Российской Федерации. Здесь можно выделить следующие основные моменты. Во – первых, - соответствующие группы правил оформляются в законодательных актах отдельными статьями. При этом в ряде законодательных актов статьи, устанавливающие правила по юридико – техническому оформлению законов, поименованы (Волгоградская, Липецкая, Омская, Тамбовская области, Ханты-Мансийский автономный округ), а в ряде не поименованы (Астраханская, Калужская области, республики Ингушетия и Дагестан). Во – вторых, - данные статьи либо сведены в отдельную главу либо нет. Так, в Республике Ингушетия, Волгоградской, Липецкой областях соответствующие нормы не объединены в самостоятельную главу, в то время как в Астраханской, Калужской, Омской, Тамбовской областях, Республике Дагестан, Ханты – Мансийском автономном округе такая глава имеется. Следует отметить, что наименование этой главы различно в законодательных актах субъектов Российской Федерации.В Омской области – «Правила юридической техники»[7], Республике Дагестан – «Правила законодательной техники»[8]. В Тамбовской области и Ханты-Мансийском автономном округе – «Структура и содержание нормативных правовых актов»[9]. В Калужской области - «Требования к нормативным правовым актам», в Астраханской области - «Подготовка нормативных правовых актов»[10]. В – третьих, в одних случаях имеется общая норма, устанавливающая общие правила к юридико – техническому оформлению законодательного акта, и группы норм ее конкретизирующих, в других - просто перечень конкретных норм. Первый случай характерен для Липецкой области и Ханты-Мансийского автономного округа, второй для всех остальных субъектов Российской Федерации.         Общим моментом для всех регионов является наличие отдельных статей оформляющих требования к реквизитам законодательных актов. Исключение составляет Липецкая область, в законе о нормативных правовых актах которой такие требования вообще не установлены. В республиках Дагестан, Ингушетия, Астраханской, Калужской, Омской, Тамбовской областях, Ханты-Мансийском автономной округе в отдельную статью выделены требования к структурным единицам законодательного акта (разделы, главы, статьи, части, пункты и т.д.). Следует отметить различный уровень дифференциации структурных единиц законодательных актов, устанавливающих правила по юридико – техническому оформлению законов. Так, в Липецкой области правила изложения текста закона, формулирования терминов, требований к структурным единицам акта, правила употребления ссылок, сносок, таблиц и приложений, требования к воспроизведению положений других нормативных правовых актов сведены в одну статью «Требования к оформлению нормативного правового акта». Напротив, в Республике Дагестан достаточно подробное деление. В частности, требования к структурным единицам текста законодательного акта изложены в трех отдельных статьях (отдельно установлены правила для формулирования преамбулы, структуры статьи, объединения статей в главы). В Ханты-Мансийском автономном округе требования к структурным единицам изложены в двух статьях. Та же ситуация в Омской области, в законе о нормативных правовых актах в которой содержатся отдельные статьи, устанавливающие требования к изложению текста акта и формулированию терминов; структурным единицам акта; правила формулирования преамбулы; требования к употреблению дат, сносок, ссылок, приложений; правила оформления приложений; реквизитам акта; внесения в акт изменений. Значительным своеобразием отличается дифференциация содержания правил в Тамбовской области и Ханты-Мансийском автономном округе. Устанавливаемые правила по юридико - техническому оформлению законодательного акта относятся к требованиям к его структуре и содержанию. Под структурой акта согласно законам о нормативных правовых актах названных субъектов Российской Федерации понимается его содержательная часть и реквизиты, образующих текст акта. Содержательная часть нормативного правового акта – выраженное в письменном виде языковое, знаковое, графическое, словесно – терминологическое закрепление содержащихся в нем норм права, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы его принятия. Реквизиты нормативного правового акта – обязательные сведения, включаемые в текст нормативного правового акта для признания его действительным. При этом устанавливается, что содержательная часть правового акта состоит из: указания сферы его действия, целей и задач, определений используемых понятий, предписаний и норм для субъекта регулируемых правоотношений, заключительных и переходных положений. Содержательная часть имеет деление на структурные единицы – преамбулу, разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы. Реквизиты акта это указание на его вид, наименование органа его принявшего, дату принятия, наименование, подписи лиц, официально уполномоченных на его подписание, место, дату подписания и его номер. В свою очередь к требованиям по содержанию акта относятся правила к изложению текста акта, формулированию дат, использования приложений и нумерации, употребления ссылок. В заключение необходимо отметить большое сходство в содержании правил по юридико – техническому оформлению законов у рассматриваемых субъектов Российской Федерации. Различие лишь в объеме отражения названных правил в законодательных актах вышеупомянутых регионов, основной причиной которого, на наш взгляд, является потребности конкретных субъектов Российской Федерации в установлении правил исходя из представлений о необходимом технико – юридическом качестве региональной законодательной базы. В этой связи считаем целесообразным разработку на федеральном уровне требований к юридико – техническому качеству региональных законов, которые могли бы быть использованы субъектами Российской Федерации при утверждении соответствующих правил.
[1] Карманов Александр Евгеньевич – магистрант Российской академии народного хозяйства и  государственной службы при Президенте Российской Федерации. В статье представлен сравнительно правовой анализ правил юридико – технического оформления законов в субъектах Российской Федерации. Ключевые слова: правила юридико – технического оформления законов, понятие закона, содержание правил, форма выражения правил.   Karmanov A.E. Regulation of rules juridical technical registration of laws is subjects of the Russian Federation In article it is presented comparative-law analysis of the rules juridical technical registration of laws is subjects of the Russian Federation. Keywords: rules juridical technical registration of laws is subjects of the Russian Federation, the concept of law, content of rules, the form of expression. [2] Омский вестник, 2002, № 54 [3] Собрание нормативных правовых актов органов государственной власти Калужской области, 1995, № 1   [4] Волгоградская правда, 2002, № 181   [5] Собрание законодательства Республики Ингушетия, 2000, №10-12   [6] Сборник законов и иных нормативных правовых актов Астраханской области, 2006, № 23   [7] Глава 10 закона Омской области от 21 ноября 2002 г. № 409-ОЗ «О нормативных правовых актах Омской области»   [8] Глава XIV закона Республики Дагестан от 16 апреля 1997 г. № 8 «О нормативных правовых актов Республики Дагестан» (Собрание законодательства Республики Дагестан, 1997, № 1) [9] Глава 3 закона Тамбовской области от 23 июня 2006 г. № 51-З «О правовых актах Тамбовской области» (Тамбовская жизнь, 2006, № 162-163), глава III закона Ханты – Мансийского автономного округа от 25 февраля 2003 г. № 14-ОЗ «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (Собрание законодательства ХМАО, 2003, № 2)
[10] Глава V закона Калужской области от 25 июля 1995 г. № 12 «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области»Глава III закона Астраханской области от 20 июня 2003 г. № 17/2003-ОЗ «О нормативных правовых и иных законодательных актах органов государственной власти Астраханской области»  

Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное