+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Публичные интересы в области спорта как механизмы опосредованного закрепления конституционного права на спорт в современных государствах. - Р.Д. Гребнев

Дата: 20.03.2012    Автор: Р.Д. Гребнев

Рассматривая государственное управление и государственную политику в области спорта, неминуемо приходишь к вопросу о телеологических (целевых) параметрах указанного управления. Какими должны быть цели государственного управления в области спорта и каковы ценностные основания, заложенные в саму основу этих целей? Специфика общественных отношений в области спорта определяется значительным количеством условий и значимых факторов. В их числе то, что нормативное регулирование в области спорта представляет собой многопорядковые, сложные картины распределения и нелинейного взаимодействия нормативно-правового регулирования и иных форм нормативной регламентации в этой области. Мера их взаимодействия и доминирование одной из них напрямую зависит от того, какой сегмент общественных отношений в области спорта мы рассматриваем – уголовно-правовой сегмент, авторское право в области спорта, индустрию и экономику спорта, проведение спортивных состязаний и т.д. Еще один важный фактор, определяющий специфику общественных отношений в области спорта и, конкретно, правоотношений в области спорта, – это сложное взаимодействие частных и публичных интересов в этой области, однозначное доминирование именно публичных интересов в самой основе построения всей системы спортивных и сопряженных с ними отношений. В этом смысле актуализируется необходимость уточнения правовой природы и правового содержания понятия «публичные интересы». Считаем возможным предложить нижеследующее авторское определение рассматриваемого понятия. Публичный интерес – это признанный (либо сформировавшийся и в силу этого объективно фиксируемый в качестве такового и подлежащий признанию), обеспеченный, охраняемый и защищаемый публичной властью (публичными властями нескольких государств) как выразителем и представителем интересов общества крупный (общезначимый общенационального или международного значения) интегральный комплекс правовых, социальных, экономических и/или иных интересов (потребностей, стремлений и перспективных ожиданий-интенций) общества в целом или значимых для общества в целом интересов отдельных общественных страт. Публичные интересы в области спорта, если они надлежащим образом (развернуто, системно, ясно) сформулированы, по существу, совокупно образуют ценностно-смысловое ядро государственного управления и государственной политики в области спорта, правовой смысл наполнения таких конституционно-правовых гарантий, как гарантии права на спорт, права на доступ к спортивной инфраструктуре. Публичные интересы сплетены с внешнеполитической и внутриполитической политиками государства, выступая одновременно и их ценностно-смысловыми, деонтологическими основами, и критериями замера качеств в текущий период времени (или на определенном этапе развития страны) в рамках конкретного аспекта (конкретных аспектов). Обоснованно выделить публичные интересы внутригосударственные и публичные интересы внешние, связанные с международными отношениями. Спорт сегодня выступает индикатором международных отношений между государствами, выступая механизмом воспроизводства и гарантом нравственности, стимулируя мирные отношения между народами и культурами, между государствами, способствуя таковым даже в условиях латентного или открытого межгосударственного конфликта. Спорт, содействуя глобализации, стал частью глобального мирового равновесия. Рассматривая направления и механизмы кардинального совершенствования государственной политики в области спорта в Российской Федерации, следует понимать, что при всей значимости коммерческой составляющей современной индустрии спорта именно публичные интересы должны закладываться в основу новой государственной политики в указанной области. Опыт зарубежных стран по обсуждаемому кругу вопросов так же представляет существенный интерес. Проведение спортивных мероприятий всемирного масштаба, к которым относятся Олимпийские игры, наравне с чемпионатами мира по наиболее популярным игровым видам спорта, имеет важное правовое значение. После объявления города Сочи олимпийской столицей 2014 года, а Россию – хозяйкой чемпионатов мира по футболу 2018 года и хоккею 2016 года начался и интенсифицировался процесс глобальной унификации спортивного права России и спортивного права зарубежных государств. Речь не о стандартизации спортивного законодательства, а о сопоставлении спортивных правовых институтов разных государств. Значительный объем норм в профильных актах национального законодательства зарубежных государств свидетельствует о важной социальной роли спорта. В этих актах могут быть закреплены не только собственно публичные интересы в области спорта, но и косвенные основания выстраивания указанных интересов (принципы и ценностные основания правовой регламентации спорта, основания и механизмы системы правового регулирования в этой области, задачи госполитики). Даже законодательно закрепленные дефиниции понятий «спорт» и «система спорта» отражают отношение государства к спорту и, как следствие, публичные интересы. В зарубежных государствах в том или ином объеме закреплены принципы правовой регламентации спорта, основания и механизмы системы правового регулирования в этой области, среди которых наиболее значимыми являются: ценностные основания спорта, публичные интересы в области спорта, задачи государственной политики в области спорта, организация системы спорта, полномочия основных субъектов спортивных правоотношений. Организация государственной власти в области спорта в опыте зарубежных государств крайне разнообразна; как известно, можно выделить централизованные и децентрализованные системы управления спортом. Но самым первым камнем фундамента системы правового регулирования спорта в большинства стран являются нормы о публичных интересах, включая приоритеты, в области спорта. Установление тех или иных такого рода принципов или целей отражает и определяет место спорта в общественной и государственной жизни, а также возложенную на публичные власти роль в области спорта. Считаем необходимым обратиться к таким нормам о публичных интересах в области спорта в законодательстве зарубежных государств. Проведенный сравнительно-правовой анализ норм конституций свыше 100 государств мира и норм национального законодательства[2] о спорте 17 зарубежных государств (Австрии, Андорры, Аргентины, Армении, Болгарии, Бразилии, Германии, Испании, Италии, Канады, Китая, Люксембурга, Португалии, Франции, Чили, Швейцарии, Эквадора), отражающих видение государством публичных интересов в области спорта, дал необходимые и достаточные основания для выделения следующей интегральной совокупности обобщенных публичных интересов в области спорта: 1) комплекс публичных интересов в области спорта, определяющих деонтологическую основу признания государством спорта, отношения к нему и построения государственной политики в этой области: – группа публичных интересов, связанных с обязанностью государства гарантировать конституционное право на спорт, интегрально включающее множество прав (на ассоциацию, на развитие и др.); – группа публичных интересов в области охраны здоровья граждан и обеспечения их здорового образа жизни и физического развития; – группа публичных интересов в области демографии, обеспечения безопасности и защиты от внутренних угроз; – группа публичных интересов, связанных с воспитанием и инкультурацией населения, формированием и укреплением общественных ценностей, общественной нравственности, со стимулированием общественной жизни и с формированием и воспроизводством национальной идеи; – группа публичных интересов, связанных с социальной интеграцией и обеспечение равных социальных возможностей граждан (в том числе лиц с ограниченными физическими возможностями) и социальных групп, формированием и развитием общественной солидарности, сокращением социального и культурного неравенства; – группа публичных интересов, связанных с нравственным воспитанием и социализацией несовершеннолетних, организацией их досуга и наполнением его позитивным содержанием; – группа публичных интересов, связанных с организацией борьбы с экстремизмом, иной преступностью и насилием среди населения (прежде всего – в детской и молодежной среде), наркопотреблением и злоупотреблением алкоголя; – группа публичных интересов, связанных с воспроизводством, охраной, защитой, укреплением и развитием внутриполитического имиджа государства (включая медийную составляющую, ставшую в настоящем мире его (имиджа) неотъемлемой частью); – группа публичных интересов в области экономического, туристического и культурного развития (на уровне страны, регионов и местных сообществ) – через механизмы спортивного развития территорий и обеспечение занятости населения; 2) комплекс публичных интересов, непосредственны связанных с реализацией спортивной деятельности (публичные интересы внутри системы спорта): – группа публичных интересов, связанных с обеспечением правопорядка и законности в спорте и в среде спортивных болельщиков; – группа публичных интересов, связанных с обеспечением нравственности и честности в спорте, принципов «Фэйр Плэй»; – группа публичных интересов, связанных с недопустимостью употребления допинговых средств; 3) публичные интересы, связанные с международными отношениями: – группа публичных интересов в области обороны страны и обеспечения безопасности и суверенитета, защиты от внешних угроз; – группа публичных интересов, связанных с воспроизводством, охраной, защитой, укреплением и развитием международным имиджем государства. Рассматривая пути и механизмы кардинального совершенствования государственной политики в области спорта в Российской Федерации, следует именно публичные интересы закладывать в самую основу новой государственной политики в указанной области. И опыт зарубежных стран по обсуждаемому кругу вопросов дает нам здесь и необходимые аргументы, и достойные учета примеры.
[1]Гребнев Руслан Дмитриевич – аспирант кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Российского университета дружбы народов, заместитель декана юридического факультета Российского университета дружбы народов по научной работе, мастер спорта России. Статья посвящена исследованию и описанию публичных интересов в области спорта. Автор обосновывает вывод о том, что указанные публичные интересы могут рассматриваться как механизмы опосредованного закрепления конституционного права на спорт. Ключевые слова: публичные интересы, конституционное право на спорт, спортивное право, спорт.   Grebnev R.D. Public interests in the sport as a mechanism of indirect fixing the constitutional right to sport in modern stares. The article deals with the description and the public interests in the sport. The author substantiates the conclusion that these public interests can be considered as indirect fixing the constitutional right to sport. Keywords: public interest, constitutional right to sport, sports law, sports.  
[2] Понкин И.В., Соловьев А.А. Справочник зарубежного законодательства о спорте / Предисл. С.В. Алексеева / Комис. по спорт. праву Асс. юристов России. – М., 2011. – 131 с.  

Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное