+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Публичный интерес в ранней и средневековой русской правовой мысли - Н.А. Фролова

Дата: 16.09.2011    Автор: Н.А. Фролова

   Сфера публичного в русской правовой мысли нашла свое отражение в организации и деятельности государства, его взаимоотношениях с другими странами, в развитии законодательства, прерогативах великокняжеской власти, в отношениях, обеспечивающих универсальный, общегосударственный интерес. Сложившийся на Руси общинный уклад, совместное освоение земель способствовали неотделимости личности от общества, которая не рассматривалась еще как самостоятельная ценность. Интерес личности становился неотъемлемой частью совокупного публичного интереса, что во многом обусловливалось:

- самим процессом развития древнерусской государственности на основе объединения территорий восточнославянских племен;

- актуальностью идеи независимости Русского государства и дальнейшего единения русских земель;

- необходимостью обеспечения безопасности своего бытия и культуры.

   Кроме этого, следует отметить и то, что публичный государственный интерес нашел свое оригинальное выражение в жанрах русского народного творчества: сказаниях, былинах, повестях, летописях, «Слове», – ставших ранней новой формой и политической, и правовой литературы.

   Процесс формирования самостоятельной правовой мысли на Руси отразил своеобразие и особенности древнерусской цивилизации, на развитие которой повлияли внутренние и внешние условия. Среди всей совокупности факторов внутреннего свойства определяющее значение имели складывание древнерусской народности, территориального союза древних славян «Русская земля», создание новой идеологии на основе христианизации Древней Руси, богатство материальной культуры, формирование древнерусского права, его источниковой базы, закрепление общественных отношений в «Русской Правде» и других правовых памятниках.

Становление обычного права, как устойчивого внутреннего фактора, дополнялось существенным внешним событием – заключением в Х в. договоров киевских князей с Византией: в 911 г. договор князя Олега, в 944 г. договор князя Игоря.

По сути, новизна данного явления имела ощутимую значимость для понимания и оценки развития древнерусской государственности. Наряду с созданием нового источника права, каким стали договора, получило развитие политико-правовое мышление, осознание еще дохристианской Руси как субъекта международных отношений.

Основу нового миропонимания в этих наиболее ранних письменных памятниках древнерусского права отразили заложенные в тексты договоров идеи доброй воли, мира и сотрудничества между русскими и греками.

Договором 911 г. подчеркивалось желание всех, кто под рукою великого русского князя Олега,

…в боге укрепить и удостоверить дружбу, существовавшую

неоднократно между христианами и русскими…

не только на словах, но и на письме, и клятвою твердою,

клянясь оружием своим, утвердить такую дружбу и

удостоверить ее и по закону нашему…

Позже, послы и купцы от рода русского договором 944 г. киевского князя Игоря заключили союз любви со всеми греческими людьми на все годы.

…А кто с русской стороны замыслит разрушить эту

любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение,

получат возмездие от бога вседержителя, осуждение на

погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены,

да не имеют помощи ни от бога, ни от Перуна, да не

защитятся они собственными щитами, и да погибнут они

от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия,

и да будут рабами во всю свою загробную жизнь…[1]

Важнейшим внешним фактором в процессе становления правовой мысли на Руси стало отражение нашествий иноземных кочевников, защита русских земель от внешних врагов. Идеи безопасного существования Древней Руси, отстаивания ее независимости были сопряжены с особенностями формирования территории самого государства, развития внутренних земель и объективной необходимостью их защиты.

Тематика ранних трактатов и правовых памятников Древней Руси в своей основе имела двоякую направленность. Одновременно с государственно-патриотической темой звучала социально-политическая проблематика.

В письменных произведениях русских мыслителей, в разнообразии жанров нашли отражение такие важнейшие вопросы, как: происхождение государства; независимость и единство русских земель; внешняя политика; статус верховной власти; взаимоотношения князя с подданными; ответственность власти перед народом; соотношение светской и духовной властей; морально-нравственный облик правителя и др.

Уже самые первые произведения политико-правового характера в эпоху Киевской Руси отличались глубиной содержания, культурой, оригинальностью формы.

В историю правовой мысли «Слово о Законе и Благодати»[2] вошло как одно из первых древнерусских произведений, содержащих религиозно-правовую концепцию. Его автор – Иларион был поставлен Ярославом Мудрым в 1051 г. киевским митрополитом из русского духовенства с целью усиления самостоятельности русской церкви и, следовательно, обеспечения политической и церковной независимости Руси от Византии. Иларионом различаются категории Закона – как внешнего установления и Благодати – как высокого нравственного состояния человека. По его мнению, путь к совершенствованию человечества лежит в распространении морально-этического идеала христианства.

В приобщении народов к Благодати (христианству) митрополит видит движение всемирной истории и в этой схеме анализирует место древнерусского государства. Затрагивая круг юридических вопросов, касающихся законности верховной власти, ее правового статуса, авторитета государственного правителя – Великого князя, Иларион выстраивает концепцию величия, независимости Руси, ее достойного и равного места среди других народов.


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное