+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Сравнительно-правовой анализ института госзаказов в Российской Федерации и США. - К.Ю. Махиборода

Дата: 07.04.2014    Автор: К.Ю. Махиборода

Одной из основных задач развития системы государственных закупок в России является создание единой электронной системы госзаказа. И если российские специалисты делают только первые шаги к реализации этой идеи, то в США контрактная система создана в 1921 году и является одной из старейших государственных контрактных систем. Это, прежде всего, связано с особенностями исторического развития, отставанием России от остальных стран в развитии. За рубежом наибольший опыт информационного обеспечения госзакупок накоплен в Соединенных Штатах Америки. Первый закон по регулированию федеральной системы государственных закупок был принят в США в 1792 году: согласно ему полномочия в области закупок на государственные нужды были даны министерствам финансов и обороны. В целом система закупок на национальные нужды в США нецентрализованная, однако, закупки непосредственно на государственные нужды очень напоминают систему Госснаба, существовавшую в советские времена. Для исследования было избрано функциональное сравнение – то есть сравнение начинается не с признания определенных правовых норм и институтов в качестве отправного пункта сравнения, а с выдвижения определенной социальной проблемы и уже затем поиска правовой нормы или института, с помощью которых проблема может быть решена. Таким образом, охватывается значительно более широкий, чем при нормативном сравнении, круг вопросов, в том числе и вопрос о практике применения правовых норм, позициях юридической доктрины. Государственный заказ в Российской Федерации - заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Государственный заказ обеспечивает потребности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. В отличие от Российской Федерации в США существует более ста видов детально регламентированных государственных контрактов, которые можно разделить на следующие типы: проведение прикладных НИОКР, приобретение и создание новейших видов технологий, создание, испытание и эксплуатацию систем вооружения и военной техники; фундаментальные исследования; промышленное производство серийной продукции; инженерно-строительные и архитектурно-технические работы; поставки стандартных товаров или сырья; предоставление финансовых услуг (банковские кредиты, залоги, инвестиционное участие, страхование); оказание юридических и консалтинговых услуг; транспортное обслуживание; управление федеральной собственностью; жилищно-коммунальные услуги (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение и другое).[2] Уполномоченным органом по нормативно-правовому регулированию государственного заказа в Российской Федерации является Министерство Экономического Развития Российской Федерации. Уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов являются Федеральная Антимонопольная Служба и Федеральная служба по оборонному заказу. В настоящее время проведение закупок для нужд федеральных органов власти в США является прерогативой General Services Administration – Управления общих услуг (УОУ). Специализированные закупки проводят некоторые ведомства (например, Агентство по исследованию и развитию в области энергетики - Energy Research and Development Agency). Мониторинг федеральных закупок возложен на Управление федеральной закупочной политики (Office of Federal Procurement Policy), а межминистерская координация в области закупочной политики осуществляется Советом по регулированию федеральных закупок (Federal Acquisition Regulatory Council). Законодательную основу системы государственных закупок в США составляют Правила закупок для федеральных нужд (Federal Acquisition Regulations, FAR) и Правила закупок для нужд обороны – дополнение (Defense Federal Acquisition Regulations-Supplement, DFARS). Эти документы регламентируют всю систему федеральных закупок и отличаются весьма детальной проработкой принципов и процедур. Все законы, относящиеся к данной сфере, можно разделить на две категории. Первая – общефедеральное законодательство. Оно регламентирует организацию процесса госзакупок и устанавливает юридические нормы, которые касаются конкретных видов закупок, отнесенных к компетенции соответствующих органов исполнительной власти на федеральном уровне. Вторая – специальное законодательство, отвечающее за процедуры и формы контрактов, а также информационное обеспечение процессов закупок и анализа их результатов. В США государственные закупки регулируются сводом правил Federal Acquisition Regulation и отличаются от закупок в Российской Федерации, в частности, в необходимости регистрации поставщика как поставщика для государственных нужд, обязательному требований по наличию DUNS номера и высокой степенью раскрытия информации о заказах и заключенным по их результатам государственным контрактам.
[3] Государственный заказ в Российской Федерации регулируется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который постоянно корректируется при помощи внесения поправок. В российском законодательстве отсутствует термин «тендер» широко, вместо него используется термин «размещение заказа» как процедура наиболее близкая к тендерам принятым у коммерческих организаций. В соответствии с российским законодательством государственный заказ может быть размещён следующими способами: открытый конкурс; открытый аукцион в электронной форме; запрос котировок; запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); закрытый конкурс; закрытый аукцион. В законодательстве США помимо открытых и закрытых одно- и двухэтапных конкурсов, методов запроса котировок и закупки у единственного источника, хорошо знакомых по отечественной практике госзакупок, используются также методы запроса предложений и конкурентных переговоров.[4] Запросы предложений направляются не менее чем трем поставщикам. Заказчик (закупающая организация) устанавливает критерии для оценки предложений, их относительное значение и порядок применения при оценке. Данные критерии касаются относительной управленческой и технической компетентности поставщика, эффективности представленного им предложения с точки зрения решения поставленной задачи, а также его цены, включая расходы на эксплуатацию, обслуживание и ремонт. В данной ситуации допустимо проведение переговоров, запрос или разрешение заказчиком пересмотра предложений. Переговоры носят конфиденциальный характер, и возможность участвовать в них предоставляется всем претендентам, которые внесли предложения и чьи предложения не были отклонены. Затем заказчик предлагает поставщикам представить к определенной дате свои окончательные варианты, из которых и выбирается наилучший.[5] В США сформирована и функционирует целостная национальная контрактная система (ФКС), включающая в себя механизмы управления всем жизненным циклом государственного заказа (планирование-размещение-исполнение). ФКС США характеризуется разветвленной организационно-функциональной структурой, ядром которой является Офис государственного заказа США, координирующий деятельность Федеральной контрактной системы. Офис государственного заказа США учрежден в 1974 году как структурное подразделение Административно-бюджетного управления США и уполномочен осуществлять функции по проведению политики в области планирования, размещения и исполнения государственного заказа. Основным исполнительным элементом ФКС США являются контрактные офицеры. Интеграция закупок в бюджетный процесс начинается на самых ранних стадиях посредством составления предварительных планов закупок (AAP – Advance Acquisition Program). Основным инструментом процесса планирования государственных закупок является составление прогнозных планов. Такого рода документы не имеют устоявшегося названия и по-разному именуются в различных министерствах и ведомствах: PFP – Preliminary Forecast Plan (предварительный прогнозный план) в Министерстве иностранных дел США или CMP – Contract Management Plan (план управления проектом) в Министерстве энергетики США. Прогнозные планы ориентированы, прежде всего, на крупные закупки как товаров, так и работ, услуг. Более мелкие закупки осуществляются из операционного бюджета (текущих расходов) министерств, определяемого исходя из аналогичных расходов прошлых периодов. Основное достоинство американской контрактной системы заключается в том, что она обеспечивает: – высокую оперативность и точность предоставления Конгрессу, администрации президента, федеральным ведомствам и частному сектору данных о положении в области контрактов на закупки для государственных нужд; – позволяет получить сведения по федеральным закупкам в различных интересующих пользователя разрезах: по годам, ведомствам, людям. В то же время отмечаются следующие недостатки системы:  неполное предоставление данных отдельными федеральными ведомствами;  недостаточная активность использования информационных ресурсов как со стороны правительственных ведомств, так и со стороны населения;  недостаточная информационная совместимость между звеньями системы. В настоящее время в США проводится реформа ФКС, основными направлениями которой являются: - сокращение использования контрактов с возмещением затрат. В соответствии с Инструктивным письмом Административно-бюджетного управления США в большинстве случаев должен применяться государственный контракт с фиксированными ценами; - использование механизма конкурентных переговоров в целях проведения предварительного due diligence (комплексной экспертизы) проекта, для выполнения которого планируется заключение государственного контракта; - проведение закупок комплексных услуг в отличие от закупки составляющих работ и сырья;

Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное