+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Институализация защиты чести, достоинства и деловой репутации в гражданском праве России - М.Н. Кузнецов

Дата: 18.10.2011    Автор: М.Н. Кузнецов

Вопросам защиты чести, достоинства и деловой репутации в последнее время придается все большее значение. Это объясняется тем, что Россия вступила в эпоху рыночных отношений, при которых общественно-политическая и в особенности практическая значимость личности претерпела существенные изменения по сравнению с тем, какую роль она играла в реальном секторе экономики, науке, искусстве, в быту в советское время. Долгие годы у нас в стране отдавалось предпочтение защите преимущественно имущественных прав и интересов граждан, а защита таких нематериальных благ, как честь, достоинство и деловая репутация отодвигались на второй план. Даже в сравнении с нынешней далеко не идеальной статьей 152 ГК РФ статья 7 «Защита чести и достоинства граждан и организаций» прежнего ГК РСФСР 1964 г. выглядела весьма упрощенно. Достаточно вспомнить, что оценка морального вреда при защите чести, достоинства и других нематериальных благ в денежном эквиваленте была вовсе чужда социалистическому обществу, а значит и ст. 7 ГК РСФСР.

 

Судебная статистика свидетельствует о том, что в настоящее время число обращений за защитой нематериальных благ субъектов гражданского оборота увеличивается с каждым годом[1]. Это вполне согласуется с конституционным требованием о защите чести, достоинства и деловой репутации, которое отражено сразу в нескольких статьях Конституции РФ[2].

 

Сегодня актуально и не требует особых доказательств, что защита таких нематериальных благ, как честь, достоинство и деловая репутация в современных рыночных условиях превратилась в непременное условие динамичного развития всего общества. Она показывает высокую значимость этих благ для человека и гражданина наравне, а иногда и превыше защиты его имущественных прав и интересов. И это происходит не только в нашей стране.

 

На рубеже двадцатого и двадцать первого веков повсюду, как на личностном, так и в особенности на государственном уровне утвердилось осознание того, что нематериальные блага и собственно права человека и гражданина являются непреходящей универсальной ценностью, без учета которой невозможно не только улучшение качества жизни людей, но и поступательное развитие общества в целом даже при том, что научно-технические и производственные параметры, характеризующие то или иное государство, будут неуклонно возрастать.

 

В этой связи можно совершенно определенно утверждать, что степень уважения чести, достоинства и деловой репутации отдельного лица – физического или юридического – является показателем культуры народа, его национальных ценностей и образа жизни, словом, мерилом его «цивилизованности» или «дикости» в среде многочисленной семьи народов мира. И это тоже говорит об актуальности изучения данного института в системе гражданского права России.

 

«Цивилизация», как известно, это не только и даже не столько достигнутый уровень научно-технического развития и материального благосостояния нации в отличие от «дикости», но прежде всего, система национальных морально-нравственных ценностей, культуры и образа жизни, которые только и делают нацию самостоятельной частью человечества и тем, чем она является в мире и закрепляется в его истории. Вот почему честь, достоинство и деловую репутацию невозможно замкнуть в рамках, лишь одной национально-правовой системы. Экстерриториальное, то есть выходящее за пределы одного государства, следовательно, международное значение этих правовых и морально-нравственных категорий совершенно очевидно.

 

Анализ научной литературы, и в особенности, судебных и арбитражных решений последних лет показывает, что наиболее сложным в комплексе вопросов реализации права на защиту чести, достоинства и деловой репутации является как ни странно, понимание содержания и правильная квалификация гражданско-правовых отношений, возникающих в этой деликатной сфере жизни современного общества.

 

Показательны в этой связи указания Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, которые многократно обращали внимание судейского сообщества на эту проблему. Так, например, в одном из постановлений Пленума, касающегося компенсации морального вреда, говорится: «… суду в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются»[3].

 

В другом Постановлении Пленума ВС РФ говориться, что поскольку право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц – одним из условий их успешной деятельности, то «это обязывает суды при рассмотрении споров… глубоко анализировать все обстоятельства каждого дела данной категории»[4]. Содержание отношений несомненно относится к таким обстоятельствам.

 

Очень часто квалификацию содержания возникающих отношений осложняет тот факт, что в них вторгается значительное число субъектов, не являющихся классическими субъектами гражданского права. Речь идет о таких совокупных объединениях людей как, например, религиозная или иная общественная группа, незарегистрированные и не получившие права юридического лица клубы фанатов (болельщики «Спартака», любители пива, животных, растений, Шерлока Холмса и т.д.), а также группы выпускников какого-либо вуза, школы, военного училища; народы, объединенные гражданством или этнической принадлежности. В нашей стране до последнего времени, фактически до 2005 г, когда вышло Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»[5] права и интересы этих социальных групп, связанные с унижением их чести и умалением достоинства, а также наносящие вред их репутации в обществе практически за редким исключением в рамках статьи 152 ГК РФ не рассматривались, равно как не компенсировался моральный вред юридическим лицам и государству.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное