+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

К вопросу о конституционном статусе Республики Татарстан - Р.Э. Магдеев

Дата: 22.09.2011    Автор: Р.Э. Магдеев

Государственность татарского народа впервые была закреплена Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 27 мая 1920 г. «Об Автономной Татарской Советской Социалистической Республики»[1]. Декретом от 27 мая 1920 г. утверждалась республика как федеративная часть РСФСР. Декретом об образовании ТАССР устанавливалась территория республик, были перечислены основные звенья государственного аппарата, отмечен характер подчинения органов власти республики центральным федеративным органам РСФСР. Вместе с тем, по устоявшемуся мнению, государственно-правовая природа республики этим нормативным правовым актом четко определена не была[2].

 

Смешение принципов федерализма и автономии в Конституции РСФСР 1918 г. предопределило особенность федеративных отношений в стране и многие современные теоретические и практические проблемы. Сложность и противоречивость правового статуса автономных республик в составе РСФСР емко охарактеризовал В.Н. Дурденевский, отметивший, что «они (автономные республики) не государство и не просто губерния – это промежуточное явление»[3]. Впоследствии В.Н. Дурденевский заключил, что «автономные республики представляют уже не провинции, а государственные образования. Конечно, они не могут претендовать на суверенность»[4].

 

В советской истории государственно-правовой статус Татарстана как и других автономных республик закреплялся Конституциями РСФСР 1937 и 1978 годов, а также Конституциями Татарской АССР 1937 и 1978 годов. Согласно ст. 13 Конституции Татарской АССР 1937 года, Татарская АССР осуществляла государственную власть вне пределов ст. 14 Конституции СССР и ст. 19 Конституции РСФСР на автономных началах. Справедливости ради, следует признать, что и при подготовке Конституции СССР 1936 г. и в ходе всенародного обсуждения Конституции СССР 1977 года Татария ставила вопрос о повышении своего государственно-правового статуса до уровня союзной республики.

 

Вопрос о том, являются ли бывшие автономные республики суверенными или нет, был обойден вниманием и Конституцией РСФСР 1978 г., и перестроечным законодательством Союза ССР. В соответствии с Законом СССР от 26 апреля 1990 г. «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» союзные республики определялись как «суверенные советские социалистические государства...», а автономные республики – как «советские социалистические государства, являющиеся субъектами федерации – Союза ССР». Законодатель, признавая автономные республики государствами, тем не менее, не рискнул признать их суверенный статус, тем самым открыв дискуссию о возможности существования несуверенных государств. Стремление повысить свой государственный статус привело к провозглашению 30 августа 1990 г. Декларации «О государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики». Татарская АССР объявила о своем суверенитете и об изъятии из названия определения «автономная».

 

Одним из кризисных моментов во взаимоотношениях с федеральным центром явилось рассмотрение Конституционным Судом РСФСР вопроса о конституционности ряда положений Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 г., других законодательных актов Татарстана, в том числе и постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 г. «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан». Действительно, Декларация о государственном суверенитете Татарстана не упоминает того факта, что республика входит в Российскую Федерацию.

 

5 марта 1992 г. Верховный Совет РФ обратился в Конституционный Суд РФ с ходатайством «О проверке конституционности части 2 статьи 5 декларации «О государственном суверенитете Татарской ССР» от 30 августа 1990 г.; ст. ст. 1, 3, 4 и 7 Закона Татарской ССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской ССР» от 1 апреля 1991 г.; ч. 2 ст. 1, ст. 33 Закона Татарской ССР «О референдуме Татарской ССР» от 29 ноября 1991 г. и Постановления Верховного Совета Татарской ССР «О проведении референдума Республики Татарстан» от 21 февраля 1992 г.

 

13 марта 1992 г. Конституционный Суд РСФСР принял постановление, в котором признал положения ч. 2 ст. 5 и ст. 6 Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 г., ограничивающих действие законов РСФСР на территории Республики Татарстан, не соответствующими Конституции РСФСР. Судебное рассмотрение вопроса о конституционности ряда других положений Декларации было отложено до завершения процесса определения государственно-правового статуса республики и подписания Федеративного договора.

 

Вопреки решению Конституционного Суда РФ о признании не соответствующим Конституции РФ Постановления Верховного Совета Татарстана о проведении референдума по вопросу о государственном статусе республики, игнорируя Постановление Верховного Совета РФ «О представлении Конституционного Суда РФ в связи постановлением Верховного Совета Республики Татарстан «О разъяснении формулировки вопроса референдума Республики Татарстан, назначенного на 21 марта 1992 года», предложившее Президенту РФ принять меры, обеспечивающие исполнение постановления Конституционного Суда от 13 марта 1992 г., несмотря на объявление, что результаты референдума в случае его проведения в нарушение постановления Конституционного Суда не будут иметь юридической силы, 21 марта 1992 г. референдум в Татарстане состоялся. Из участвовавших 81,6 % всех граждан республики, имеющих право голоса, 61,4 % высказались за суверенитет республики. 21 апреля 1992 г. в Конституции Российской Федерации было зафиксировано название Республика Татарстан (Татарстан). 6 ноября 1992 г. была принята Конституция республики, действующая и поныне, хотя в нее десять раз вносились изменения и дополнения.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное