+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Конституция Российской Федерации и проблемы осуществления административной реформы - С.И. Носов

С.И. Носов

д.ю.н. зам. зав.кафедрой

государственного строительства и права

Российской академии государственной

службы при Президенте РФ

    Отставание структурных преобразований в государственном механизме, адекватных переменам в общественном устройстве, стало серьезным тормозом на пути построения в России экономически развитого, социально и политически стабильного демократического государства.

Конституция 1993 г. внесла существенные изменения в устройство и компетенцию основных властных институтов. Вместе с тем, Конституция как основной закон государства не в состоянии изменить сформированные на протяжении десятилетий и даже столетий стереотипы взаимоотношений властных структур государства и общества, изменить привычные методы государственного управления.

Нынешнее состояние системы исполнительной власти, увы, не способствует укреплению правопорядка, повышению эффективности властной деятельности, установлению цивилизованных отношений между государством и гражданином, балансу между публичными и частными интересами.

Исполнительная власть действует непрерывно и с представителями именно этой ветви власти граждане имеют дело чаще всего в своих взаимоотношениях с государством. По этой причине реформирование этой части государственного механизма неизбежно повлечет за собой изменение форм и методов отношений государственной власти с гражданами – теми, кто является источником этой власти и кому эта власть обязана служить.

Проблема оптимизации и совершенствования деятельности государственного механизма является актуальной на протяжении всей истории его функционирования. Вместе с тем, в кризисные, переломные периоды развития нашего государства острота этой проблемы неизмеримо возрастает. В такие периоды исключительную значимость приобретают профессиональные качества лиц, участвующих в государственном управлении, ибо это непосредственно отражается на темпах экономического развития, финансовой деятельности, на решении социальных и национальных проблем, состоянии науки и культуры.

В этой связи задачей первостепенной важности современной России является создание высокопрофессионального и экономичного государственного аппарата, работающего «на опережение», способного не снижать, а максимально содействовать ускорению темпов экономического развития страны. В настоящее время становится все более очевидным разрыв между потребностями современного российского общества и существующим уровнем результативности функционирования государственного аппарата и, прежде всего, системы исполнительной власти. Со всей остротой возникла проблема проведения административной реформы, о необходимости, проведения которой неоднократно подчеркивалось в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Очевидно, что для успешной реализации административной реформы ученым и практикам предстоит основательно разобраться как в теоретическом осмыслении и обосновании целей, задач, содержания предстоящих преобразований, так и предложить конкретный механизм их осуществления.

Своего рода «стартом» административной реформы по существу явилось Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 1997 года «Порядок во власти – порядок в стране». С проведением административной реформы связывался новый этап государственного строительства в России. Определялись цели реформы: создание реальных механизмов ответственности государственной власти (прежде всего исполнительной) перед народом; радикальное повышение эффективности управления; создание современной, ориентированной на интересы общества государственной службы; переход к методам управления, отвечающим новым задачам, стоящим перед исполнительной властью.

Вместе с тем, проблемы неэффективности государственного аппарата в последующий период времени сделали административную реформу обязательным атрибутом ежегодных президентских посланий. В Послании Президента РФ 2001 г. эта задача была конкретизирована. В частности, отмечалось: «пора начинать подготовку к административной реформе», что в первую очередь относилось к Правительству, министерствам и ведомствам. При этом подчеркивалась необходимость «пересматривать не только и не столько их структуру и штаты, но – главным образом – функции органов власти».

Диссонанс между громоздкой и неповоротливой системой исполнительной власти и новыми реалиями жизни, обусловил ощутимую потерю эффективности управления. Граждане России по-прежнему не видят в государстве систему, обслуживающую интересы общества и подконтрольную ему. Исполнительная власть остается «непрозрачной» и закрытой для общественного контроля со стороны структур гражданского общества. «Непрозрачной» остается и система распределения и расходования бюджетных средств. В государственных органах и учреждениях граждане по-прежнему находятся в положении просителей, зависящих от усмотрения отдельных чиновников.

«Растянутость» административной реформы во времени отрицательно сказывается на эффективности мер, принимаемых по ее осуществлению.


Вернуться назад

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное