+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Системообразующая (организационно-юридическая) функция Конституции Российской Федерации – А.В. Петрова

    Конституция, будучи частью права, являя собой нормативную основу всей правовой системы страны, выступает в качестве важнейшего системообразующего фактора.

С развитием общества и становлением правового государства в России существенно увеличиваются масштабы социальных преобразований, что, в свою очередь, вызывает необходимость регулирования возникающих общественных отношений и появления новых законодательных актов и отраслей права. Являясь основой, стержнем, «ядром» всей правовой системы государства, Конституция несет в себе организующее начало, обеспечивая единство, взаимосвязь и сбалансированность ее подразделений, целостность и непротиворечивость развития этой системы, преодоление юридических коллизий, а также согласованность конституционного и правового порядка страны с международными нормами.

Учитывая, что на конституционных положениях базируются различные нормативные акты, Конституция имеет системообразующее значение и является основополагающим источником не только для конституционного, но и для других отраслей права. Выступая главным правовым актом в системе законодательства страны, Конституция заключает в себе юридическую базу всех отраслей права, всего текущего законодательства. Многие понятия, категории, государственно-правовые институты не могут быть сформулированы отраслевым законодательством, а затем заимствованы Конституцией. В свою очередь законодательство, регулируя более детально различные общественные отношения, оставленные Конституцией открытыми в силу невозможности их урегулирования и для того, чтобы у них было пространство для развития, призвано развивать предписания Конституции.

Предъявляя в общей форме определенные требования к отдельным отраслям права, их содержанию, организации и методам, регулируя их основные проблемы, а также поддерживая между отраслями взаимосвязи, Конституция создает условия для сбалансированного и непротиворечивого развития целостной правовой системы страны, ее стабильности. И хотя к правовой системе нельзя подходить как к простому отражению и механическому выражению закрепленных в Конституции принципов и положений, одновременно, нельзя и отрицать того, что отдельные отрасли права имеют своеобразную направленность, функционально заданную конституционными положениями (гражданского права – часть 2 статьи 8, часть 2 статьи 9, части 1 и 3 статьи 35, статья 36; уголовного права и уголовного процесса – статьи 48, 49, 50, 51, 54, 123; муниципального права – статьи 12, 130-133). «Конституция многочисленными нитями связана с правовой системой страны, которая преобразуется под воздействием нормативной основы и практики реализации конституционных норм»[1]. Такая системообразующая роль позволяет Конституции не только «управлять» национальной системой права, прогнозировать динамику, развитие и совершенствование правовой системы, но и бороться с имеющимися на практике коллизиями[2] в праве, выражающимися в юридическом несоответствии между отраслевыми конституционными институтами и нормами.

В последние годы в результате реформ и коренной перестройки конституционных институтов объективно возникла необходимость существенных изменений в содержании и реализации отраслевого законодательства. После вступления в 1993 году Конституции Российской Федерации в силу, юристы подсчитали, что для приведения российского законодательства в соответствие с ней потребуется почти четыре с половиной тысячи новых законов[3].

Анализируя состояние законодательства в Российской Федерации, следует отметить его значительное в последние годы, по своим масштабам, развитие, направленное на реализацию принципов правового государства и осуществление важных коренных преобразований в самых различных сферах общественной жизни, стремительное обновление многих отраслей. Однако, правовая жизнь современного российского общества нестабильна и неустойчива, отсутствует единство правового регулирования. Состояние действующей системы российского права крайне сложно и противоречиво. Происходит стремительное и неравномерное формирование одних отраслей и обновление других. Помимо некоторой неравномерности в развитии отдельных отраслей, существует их внутренняя неупорядоченность, параллелизм в нормативно-правовом массиве, а также недостаток в межотраслевых взаимосвязях.

Законодательство, воздействуя на взаимоотношения между государством, обществом и человеком, в процессе динамично меняющихся и усложняющихся общественных отношений, складывающихся при переходе к демократическому федеративному правовому государству, должно обеспечивать строгое выполнение предписанных в Конституции четко определенных целей. Однако, следует учитывать, что процесс правотворчества происходит в обстановке нестабильности, социальной напряженности, экономического кризиса. Это, в свою очередь, вынуждает законодателя, в целях ускорения реформ, к введению новых принципов регулирования различных сфер государственной и общественной жизни, к более оперативной регламентации развивающихся современных общественных отношений, что, соответственно, сказывается на качестве и эффективности права. И хотя нормативно-правовой массив стал весьма объемным, до настоящего момента потребность в новых федеральных законах и других нормативных правовых актах – главных проекций Конституции на повседневную практику и основных регуляторов общественных отношений – полностью не удовлетворена. Возросшее количество наспех скроенных некачественных актов, часто дублирующих друг друга, создает иллюзию решения проблемы.

Как отмечают многие исследователи, стихийность и поспешность принятия сырых законов, практика внесения многочисленных поправок в только что принятые законы, интенсивное развитие массива президентских указов, резкая активизация законотворческой деятельности субъектов Федерации, «хаотичное наращивание нормативного материала в последние годы привело к утрате российским законодательством системных качеств, к эрозии единого правового пространства. Налицо кризис системности принимаемых и действующих законов»[4]. При таких темпах развития законодательства «плохо учитываются системные основы законодательства как целостного явления, системные характеристики его составных частей. Поэтому возникает много юридических коллизий. Неизбежно обостряются как внутрисистемные, так и межсистемные правовые противоречия»[5]. К примеру, принятие Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»[6], содержащего единые правовые и организационные основы государственной службы, не позволяет говорить о целостности этой системы – предстоит решить вопросы отсутствия взаимосвязи между государственной и муниципальной службами, внесения изменений в законы о военной и правоохранительной службе и др.


Вернуться назад

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное